Карфаген должен быть разрушен

3 марта 2014     1 369
Карфаген должен быть разрушен

«А кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен», — любил повторять на заседаниях римского Сената достопочтенный Катон Старший. Как мы знаем, его мечта всё-таки осуществилась. В шутку как-то я высказал версию, что Катон настолько задолбал сенаторов повторением своей классической ремарки, что те сочли за лучшее всё-таки мобилизовать армию и стереть Карфаген с лица земли, но только не слушать стенания Катона, которыми оглашался Рим на каждом сенатском заседании.

Впрочем, это шутка, а в каждой шутке — только доля истины. А истина в том, что Карфаген всё-таки доконали и место, на котором он стоял, засыпали солью: наверное, от большой любви не пожалели продукта. Ещё скажут: истина в том, что Карфаген был разрушен Римом. Но это — лишь поверхность; то, что можно видеть и слышать и то, о чём можно прочесть в любом учебнике. В конце концов, это всего лишь факт, от которого нельзя отмахнуться постольку, поскольку он уже произошёл и в таком виде запечатлен в анналах истории.

Но чтобы более ясно очертить свою мысль, приведём такую аналогию. Вот сказали любому из нас оскорбительное слово: назвали дураком или ещё как-нибудь охарактеризовали. Один до глубины души оскорбится и уйдёт, другой станет доказывать, что обозвавший представляет из себя нечто ещё более достопримечательное, третий никак не отреагирует, четвёртый сведёт оскорбление к шутке, ничем даже виду не подав, что заметил в словах какое-то оскорбление. Отчего такая разница? От того, что нельзя оскорбить того, кто не считает себя оскорбленным. В конце концов, можно ли оскорбить китайца, который, услышав «великое и могучее» слово из трёх букв, сочтёт, что его именовали мудрецом?

Так и с Карфагеном, у которого было много причин для того, чтобы однажды оказаться разрушенным. Здесь можно было бы вспомнить, что в глазах местных обитателей Карфаген с его деспотическими порядками и человеческими жертвоприношениями явно проигрывал более демократичному и гуманному северному соседу. Можно было бы вспомнить и то, что он был из ряда тех образований, которые к указанному времени исчерпали свои возможности и жили только воспоминаниями о заслугах своих предков (это для актуальности можно было бы и к нашему городу применить). В общем, случилось то, что должно было случиться. Не Рим, так другая «новая историческая сила». Не разрушен был бы Карфаген, так пришёл бы в упадок и был бы подобран более сильным противником.

А случись всё раньше, так и вовсе пошла бы мировая история наоборот. Почему? Потому что не все возможности исчерпал африканский город и не пришло Риму время стать мировой державой. Тут – как и в жизни: мы не предопределяем, взрослеть ли нам, стареть ли нам или умирать. Мы можем только осуществить это с большими или меньшими затратами и определить своё отношение к тому, что с нами происходит по закономерности.

Очень актуально для нашего времени, когда обещают невозможное, а не могут сделать даже возможного. «В силу ряда объективных причин». И даже не всегда потому, что возможностей нет. А потому что не получается эти возможности использовать: если даже голова не подводит, то время и законы истории никого не спрашивают и делают, что им заблагорассудится.

Такой вот «исторический фатализм». О роли личности в истории часто говорят — и в учебных докладах, и в кухонных философствованиях, и в серьёзных научных работах. Кто говорит, что личность в истории — всё, и она же — творец всех законов. Кто говорит, что невозможно сделать ничего против этих законов: даже пальцем личность шевелит только потому, что истории так и нужно. Наверное, можно принять и среднее. Личность может ускорить разрушение экономики или распад государства; может — отсрочить. Личность может поспособствовать расцвету благосостояния или объединению народов, а может — тормозить эти начинания. Но отменить то, для чего настало время, личность не может. Может попытаться, но в результате — будет лишь ещё хуже.

Может, здесь и есть часть ответа на вопрос: почему самое лучшее, новое, оригинальное удаётся как раз-таки никому не известным «выскочкам», «дилетантам» и «баловням судьбы», а те, кому вроде бы и сам бог велел делать своё дело качественно и творчески, как правило, и сами ничего не умеют делать, и другим делать не дают?

 
Михаил Матросов

Поделиться:


Пока никто не оставлял комментариев

Оставить комментарий


Читайте также в рубрике // Комментарии


"Шёл полк французов и кутузов..." “Шёл полк французов и кутузов…”

В очередном вое журналистов о проблемах изучения истории в современной школе наткнулся на такую интересную конструкцию: «Упрекать сегодняшних школьников в том, что они недостаточно знают о героической обороне города, не честно. В учебниках об этом не написано… а уроки по севастополеведению сокращаются». По «достоинствам» этой статьи можно хоть трактат написать, но больше всего обращает внимание… читать »


Эпиктет “Руководство” Эпиктета: эпизод судьбы наследия античной языческой философии

К сожалению, за время средневековья большая часть античного литературного наследия была безвозвратно потеряна. Отчасти это произошло из-за непопулярности книг в то или иное время; отчасти из-за уничтожения книг во время войн; отчасти из-за стихийных бедствий. Но и из той части этого наследия, которая дошла до нас, очень много трудов сохранилось только чудом. Достаточно вспомнить судьбу… читать »


"Не будешь весёлым - вышвырнут вон" “Не будешь весёлым – вышвырнут вон”

Уединение – это то, что даже самый богатый не может себе позволить. Ведь богатый и стал богатым потому, что всё время вынужден находиться на виду, в обществе людей. А иначе нельзя: как только он начнёт проявлять склонность к уединению – рискует прослыть недобрым человеком и потерять источник дохода, испортив свою репутацию. Вот поэтому он и… читать »


О жизненно важных головоломках О жизненно важных головоломках

Есть такая избитая «головоломка». Вот представьте: ваш дом горит. И вам нужно выбрать, что вы будете в первую очередь выносить из горящего дома: висящую на стене картину Леонардо да Винчи? Или кошку? Мудрёная задача, правда? Леонардо да Винчи — респект и уважуха, он правильный пацан был! И картины у него были офигенные, написаны в соответствии… читать »


Майдан как универсальное решение жизненных проблем Майдан как универсальное
решение жизненных проблем


Если вдуматься, то, оказывается, майдан — не такая уж и плохая идея. Если не сказать — гениальная. Человечество веками бьётся над вопросом, существует ли единый способ решать все проблемы, а он лежал, никем не замеченный, на поверхности и всё ждал, когда ж его откроют! И вот, открыли! В чём достоинства майдана как способа решения проблем?… читать »




Рейтинг@Mail.ru
  Разработка и поддержка: zauglom.info