“Шёл полк французов и кутузов…”

6 февраля 2014     1 707
"Шёл полк французов и кутузов..."

В очередном вое журналистов о проблемах изучения истории в современной школе наткнулся на такую интересную конструкцию: «Упрекать сегодняшних школьников в том, что они недостаточно знают о героической обороне города, не честно. В учебниках об этом не написано… а уроки по севастополеведению сокращаются». По «достоинствам» этой статьи можно хоть трактат написать, но больше всего обращает внимание именно эта фраза. И тому две причины…

Начать с того, что провозглашение так называемой «свободы слова» вообще не принесло ничего выдающегося. За исключением разве того, что теперь можно на фактах убедиться о выдающейся способности людей безнаказанно нести околесицу, какая только в голову придёт. Но зато у нас появилось другое. Постоянно кого-то ругают, постоянно кого-то упрекают, постоянно кого-то обвиняют: в общем, стал обыденностью весь тот набор, который сейчас именуют «гражданской позицией» или «собственным мнением».

Если исходить из логики процитированного, то, в принципе, упрекать некого и не в чем. Люди жалуются, что процветает взяточничество и упрекают в этом чиновников. Но позвольте, разве что можно упрекать в этом людей, которые, небось, и в глаза никогда не видели книжки, где было бы написано, что взяточничество — это плохо? Конечно, их должны были воспитывать родители; и они должны были говорить будущим служащим, что брать взятки — это неправильно. Но покажите хоть один школьный учебник, где была бы означена эта прописная истина? И где был бы дан алгоритм, как отличить взяточничества от невзяточничества? Не найдете! В чём упрёк чиновникам?

«Мы их выбираем, а они не выполняют того, что обещают». А здесь в чём упрёк? В каком школьном учебнике написано, что надо выполнять свои обещания? И где приводится подробная инструкция, каким образом следует это делать? И как потом отличить, выполнил ты своё обещание или не выполнил? Да опять же — нигде не найдёшь. Может, родители и расскажут; но это — не в счёт. Стало быть, упрекать тех, кто обещают, в том, что не выполняют обещанное — нечестно. Почему? Да потому что в учебниках про это не сказано.

Может быть, это и покажется некорректным: переносить оправдание школьников на оправдание взрослых. Но ведь школьники — это не абстракции, которые всегда такими и останутся. Они окончат школу и станут взрослыми, со всеми вытекающими последствиями. И как потом взрослому человеку объяснить, что на него больше такое оправдание не распространяется? Никак не объяснишь. Это — что касается более глобальной причины. Кстати, поупражняйтесь сами в применении этой логики… Наше время предоставляет достаточно возможностей убедиться, что возмущаться-то, собственно, и нечем. Слишком мало сведений сообщают школьные учебники…

А второе: оказывается, источником знаний севастопольцев об истории своего города служат учебники и уроки севастополеведения? Не собственный интерес, не современная доступность всякого рода источников, где можно найти подробную информацию по многим темам, а именно — учебники и уроки.

Даже любопытно становится, как это раньше, при полном отсутствии какого бы то ни было севастополеведения, тем не менее, желающие могли накопать хотя бы минимум сведений по тому, что заинтересовало. Ведь ещё не было Интернета и книги приходилось брать в библиотеке. Или — у знакомых брали читать, или — покупали. Но тот, кто хотел — находил и читал.

Впрочем, в качестве иллюстрации приведено такое высказывание, которое сразу исключает сокращение количества уроков в качестве возможной причины. А именно — вот как объяснила причины своего недостаточного знания школьница: «Севастополеведение мы проходили в 5 – 6 классе. Но я не помню, потому что был один урок в неделю». Очень напоминает оправдание на экзамене: «Я эту тему не помню, потому что мы её в самом начале проходили: уже из головы вылетело». Преподаватель в этом случае ясно поймёт, что в начале года в голове ничего не уложилось, а в течение года укладыванием просто никто не занимался. Вот и результат. То, что для преподавателя – иллюстрация ненадлежащего отношения к учёбе, в газетной новости становится иллюстрацией насущной проблемы общегородского масштаба.

Чтобы стало яснее, о чём идёт речь: в целом статья — о недостатках школьного обучения истории. И сокращение севастополеведения, видимо, рассматривалось как один из этих недостатков. Потому что уроков мало и дети «не помнят». И вот что бывает, когда в такие проблемы лезут журналисты: интересно, сколько читателей этой статьи вдруг забыли, что, кроме учебников и уроков, существует элементарный интерес к тому, чтобы что-то узнать? В общем: как бы всё-таки сделать так, чтобы проблемами обучения истории занялись историки и педагоги, а не борзописцы?

 
Михаил Матросов


Поделиться:

Комментарии к публикации

  1. anisia_an - 07.02.2014

    Все настолько верно, что очень печально…



Читайте также в рубрике // Комментарии


Эпиктет “Руководство” Эпиктета: эпизод судьбы наследия античной языческой философии

К сожалению, за время средневековья большая часть античного литературного наследия была безвозвратно потеряна. Отчасти это произошло из-за непопулярности книг в то или иное время; отчасти из-за уничтожения книг во время войн; отчасти из-за стихийных бедствий. Но и из той части этого наследия, которая дошла до нас, очень много трудов сохранилось только чудом. Достаточно вспомнить судьбу… читать »


"Не будешь весёлым - вышвырнут вон" “Не будешь весёлым – вышвырнут вон”

Уединение – это то, что даже самый богатый не может себе позволить. Ведь богатый и стал богатым потому, что всё время вынужден находиться на виду, в обществе людей. А иначе нельзя: как только он начнёт проявлять склонность к уединению – рискует прослыть недобрым человеком и потерять источник дохода, испортив свою репутацию. Вот поэтому он и… читать »


О жизненно важных головоломках О жизненно важных головоломках

Есть такая избитая «головоломка». Вот представьте: ваш дом горит. И вам нужно выбрать, что вы будете в первую очередь выносить из горящего дома: висящую на стене картину Леонардо да Винчи? Или кошку? Мудрёная задача, правда? Леонардо да Винчи — респект и уважуха, он правильный пацан был! И картины у него были офигенные, написаны в соответствии… читать »


Майдан как универсальное решение жизненных проблем Майдан как универсальное
решение жизненных проблем


Если вдуматься, то, оказывается, майдан — не такая уж и плохая идея. Если не сказать — гениальная. Человечество веками бьётся над вопросом, существует ли единый способ решать все проблемы, а он лежал, никем не замеченный, на поверхности и всё ждал, когда ж его откроют! И вот, открыли! В чём достоинства майдана как способа решения проблем?… читать »


Один - это одно дело, а другой - это совсем другое Один – это одно дело,
а другой – это совсем другое


«Ведь есть же такие простые моисеевы заповеди! Ну почему бы людям просто не соблюдать их? Насколько проще и спокойней было бы тогда жить!». Ругать мир и всё, что в этом мире только может быть, стало вроде признака хорошего тона. Надо сказать о еде — обязательно скажи, какой гадостью нас кормят. Надо поговорить об особах противоположного… читать »




Рейтинг@Mail.ru
  Разработка и поддержка: zauglom.info